Новости Вопрос священнику Библиотека Паломничество Фотоальбом Контакты  Православие и СМИ  

  • Проповедь протоиерея Иоанна Восторгова на прославлении митрополита Иоанна Тобольского вечером 9 июня 1916 г. после всенощного бдения и крестного хода с мощами святителя
  • МОЛИТВЕННИК ДОБРЫЙ
  • КРОТКИЙ СТРАДАЛЕЦ ИЗ БОЯРСКОГО РОДА
  • ЛУЧИК ПРОБИЛСЯ (к 800-летию со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского
  • ВОЗВРАЩЕНИЕ ГИЛЕВСКИХ КОЛОКОЛОВ /По материалам журнала «Православный просветитель» №122/
  • «Фигура Ермака в исторической судьбе России и сибирских народов»
  • Епископ Калачинский и Муромцевский Петр: «Пандемия — бич Божий по грехам нашим»
  • Счастливая звездочка. Рождественский рассказ (маленький, детский, но с рисунками :)
  • Тобольскiя епархiальныя ведомости. № 12. 16-го iюня 1911 г. Отдел неоффицiальный
  • Проповедь духовника Киевской духовной академии и семинарии - архим. Маркелла (Павука), в прошлом преподавателя Тобольской духовной семинарии, 19 июля 2020 г.
  • «Белка». Размышления над басней Крылова
  • НЕБЕСНЫЙ УКОР
  •  

    Наши баннеры
    Печатные издания Тобольcкой митрополии
    Религия и СМИ
    Яндекс.Метрика



    Учебный процесс, кафедры и учебные предметы Новости

    обольская Православная Духовная Семинария является высшим духовным учебным заведением Русской Православной Церкви. Она призвана готовить священнослужителей, церковнослужите­лей и специалистов в области православного богословия. О высоких требованиях, которые совре­менная жизнь предъявляет священнослужителям, много говорится на самом высоком церковном уровне. Соответственно, высокими должны быть и требования к учебному процессу.

    Известно, что в советское время уровень образования в духовных школах искусственно понижался целенаправленными мероприятиями, ведущими к ослаблению Церкви, – желанной цели советского госу­дарства. Ныне этих препон не существует. Мы совершенно свободны в выборе образовательной стратегии и способов ее реализации. Священноначалие нашей Церкви поставило задачу сделать семинарии полноценными высшими учебными заведениями; тем самым мы отходим от многовековой схемы, в которой семинарии были средними духовными учебными заведениями (академии – высшими), интегрированными в систему общего образования для сословия духовенства. С 1997 года мы перешли на пятилетний срок обучения, были введены требования по написанию и защите дипломных ра­бот для выпускников 5 курса.

    Учебный план семинарии подчинен указанной задаче. Ос­новное внимание уделяется изучению Священного Писания Ветхого и Нового Завета, поскольку студент семинарии дол­жен не просто познакомиться с Библией и прочесть ее, он должен ее всесторонне изучить, чтобы она стала для него и источником вдохновения, как Слово Божие, и инструмен­том в практической деятельности. Этот предмет изучается на протяжении 4 курсов, на него отпущено значительное количество часов. Если сравнить, например, наш учебный план со светским университетским стандартом православной теологии, то мы увидим, что в семинарии на изучение Священ­ного Писания выделено в 3-4 раза больше часов. Поскольку не все абитуриенты владеют в достаточной степени началь­ными сведениями по Священному Писанию, то на 1 курсе у нас сохраняется такой предмет, как библейская история. Кроме того, есть предметы, тесно связанные с изучением Священного Писания, – библейская археология и библеистика: библейская археология позволяет познакомиться с колоссальными достижениями и открытиями, которые были сделаны в последние два века в этой области, а библеистика - с не менее впечатляющими результатами в сфере библейс­кой палеографии и текстологической критики.

    Православие – это, прежде всего, традиция и жизнь в тра­диции. Выпускнику семинарии необходимо твердо знать свою веру. Эту задачу реализует предмет догматическое богословие, в котором изучается вероучение, догматика Православной Церкви. Догматическое богословие призвано не только преподать неизменные на все времена истины христианской веры, покоящиеся на Евангельском откро­вении, но и показать их в динамике, показать то, как эти истины веры были защищаемы на Вселенских и Поместных соборах святыми отцами и учителями Церкви от нападений не право мыслящих, еретиков. Это имеет и апологетичес­кое, прикладное значение, поскольку каждый, изучавший догматическое богословие, может удостовериться, что все современные сектантские учения на самом деле нового ничего не изобретают: все их софизмы уже выдвигались их предшественниками, ересиархами древности, и были разбиты великими светочами богословия – св. Василием Великим, св. Григорием Богословом, св. Иоанном Златоустом, преп. Максимом Исповедником, блаженным Августином, св. Григорием Нисским и многими-многими другими святыми мужами Православной Церкви, труды которых мы имеем счастье изучать. Для первокурсников предлагается вводный и сжатый предмет догматического богословия - катехизис. Примыкает к догматическому богословию курс нравственного богословия, в котором изучаются нравственные истины пра­вославной веры, их практическое приложение и реализация в современной жизни. Нравственное богословие также имеет значительный блок тем, рассматривающих пути достижения нравственных идеалов - аскетику, а также историю этических учений в нехристианских и неправославных традициях.

    Собственно защите христианского и, шире, религиозного мировоззрения посвящены такие предметы, как основное богословие и апологетика, которые призваны дать в руки студента семинарии оружие, с помощью которого он должен показать несостоятельность атеистических, безрелигиозных, материалистически мировоззренческих систем. Здесь изу­чается и анализируется все, что выдвигалось и выдвигается противниками религии в целом и христианства в частности. Задача ныне гораздо легче решается, нежели это было совсем недавно, поскольку мы сейчас совершенно свободны в аргу­ментировании и защите идеалистического мировоззрения, ибо критика материализма у нас в стране больше не является государственным преступлением.

    С 2005 года у нас был введен такой предмет, как концепции современного естествознания. Некоторые темы этой дисциплины рассматривались и ранее в курсе ос­новного богословия, но современная ситуация потребовала более пристального внимания к процессам, происходящим в науке. Дело в том, что ныне в образовании, как среднем, так и высшем, наблюдается подверстывание современных научных достижений исключительно под материалистическое мировоззрение (раньше это было государственным заданием, теперь это делается либо по инерции, либо «по зову серд­ца»). Надо сказать, что достигается это путем манипуляций, заключающихся либо в сокрытии научных фактов, не укла­дывающихся в материалистическую схему (например, тех, которые не поддерживают теорию эволюции Дарвина и дают основание говорить о ней исключительно как о слабо аргу­ментированной гипотезе), либо путем наделения самой науки такими прерогативами, которые она сама, будучи точным, опытным знанием в области физической действительности, базирующимся исключительно на математическом языке, понести не в состоянии (идеологемы «научного мировоз­зрения»). Словом, мы, получая абитуриентов из наших об­щеобразовательных школ, сталкиваемся с таким печальным явлением, как тотальная позитивистская индоктринация в системе школьного образования (а значит, – и высшего, поскольку учителей готовят институты). От школьников, на­пример, скрывают тот факт, что наука не может ответить на вопрос о причинах зарождения жизни. Они, окончив школу, в простоте сердечной, так и думают, что «наука доказала, что жизнь возникла путем эволюции»; от них скрывают слож­ные мировоззренческие дилеммы, которые ставит теория большого взрыва в космологии; не будет преувеличением сказать, что тайна мироздания – от клетки до универсума – проходит мимо их умственного взора. Как будто существует лишь одна традиция толкования научных данных и открытий – исключительно материализм, исключительно позитивизм, исключительно Огюст Конт с Карлом Марксом. Куда девать Платона с Аристотелем, (стоящих, к примеру, значительно ближе к современной квантовой физике, чем атомисты), русских религиозных мыслителей, многие из которых в своем развитии отвергли материализм и пришли к идеализму, – не­понятно. Уже из этого краткого замечания следует, что задачи перед изучающими этот предмет стоят масштабные: оценить существующие концепции современного естествознания. Недавно Русская Православная Церковь приняла основопо­лагающий документ «Основы социальной концепции», в нем богословски осмысливаются отношения человека и социума, сложные проблемы, которые выдвигает жизнь в нравственной сфере (биоэтика, образование, экология). В течение семестра студенты изучают этот документ в отдельном предмете.

    В каком-то смысле предметами пропедевтическими можно назвать предметы философского цикла. Семинаристы изу­чают историю философии, историю современной западной философии, историю русской религиозной философии. При изучении этих предметов важно показать логику развития фи­лософских учений. Студенты могут удостовериться, что каж­дая философская система – это не прихоть ее создателя, но попытка ответить на вечные вопросы человеческого духа. В философских курсах прослеживается логика зарождения западных течений философской мысли из сложных процессов, протекавших в лоне Католической церкви, оторвавшейся от единства со Вселенской Церковью (рационализм схоласти­ки). Эти течения все далее и далее отходили от онтологизма великих древних систем и, все более и более дробясь, дошли почти что до тотального гносеологизма, так что главным во­просом для очень многих западноевропейских философов стал вопрос о том, как мы познаем. Но, поскольку с онтоло­гизмом было покончено, ответа найти не удается. За немно­гими исключениями (экзистенциализм, неотомизм) западные философские течения превращаются в интеллектуальную игру, уводящую человека от насущных вопросов. К разряду пропедевтических мы отнесем такие предметы, как риторику и логику.

    В патрологии изучаются предметно учение и творения святых отцов. Студенты призваны детально знакомиться со святоотечес­ким наследием, читая не только пособия, но, прежде всего, сами произведения святых отцов, что очень важно. Мы иногда сами не всегда четко себе представляем объем богатства, которое нам оставили святые отцы. С 2005 года у нас введена русская патрология. Было решено, что наследие отечественных подвиж­ников заслуживает более пристального внимания и изучения. Блок исторических дисциплин включает в себя общецер­ковную историю (изучающую историю Церкви до откола Ка­толической церкви в 1054 году), историю Поместных Право­славных Церквей, историю Русской Православной Церкви, византологию, историю России, историю Сибири. Следует отметить значительное расширение программы по изуче­нию истории Русской Православной Церкви в 20 веке. Снят государственный запрет с изучения истории трагического 20 столетия, в котором были явлены мужество, стойкость и вер­ность бесчисленного сонма новомучеников и исповедников Российских. Сейчас открыты архивы, публикуются ранее закрытые документы. Изучение и осмысление истории Рус­ской Православной Церкви в 20 столетии – задача, думается, общецерковного масштаба. Примыкают к блоку исторических дисциплин история религий, изучающая нехристианские религии, сравнительное богословие, изучающее традицион­ные западные христианские исповедания, и сектоведение, изучающее новые протестантские секты.

    Важнейшим является блок практических дисциплин, кото­рые готовят семинариста к пастырскому служению на прихо­де. Сюда относятся: литургика, рассматривающая порядок совершения годичного, недельного и дневного круга богослу­жений; гомилетика, или искусство проповеди, связанная с ри­торикой и закрепляющая практические навыки произнесения проповеди; практическое руководство для пастыря; канони­ческое право, изучающее канонические основы устроения Православной Церкви; миссиология, рассматривающая осо­бенности современного миссионерского служения пастыря; организация приходской жизни, дисциплина, дающая практи­ческие юридические и бухгалтерские знания, необходимые пастырю на приходе; основы медицинских знаний. В учебном плане наличествуют и педагогические дисципли­ны. Это психология, изучающая возрастные особенности уча­щихся; православная педагогика и педагогическая практика. Студенты проходят пассивную и активную педагогическую практику в общеобразовательных школах города Тобольска.

    Каждый студент 5 курса должен подготовить и провести два урока по основам православной культуры. Блок языковых дисциплин включает в себя русский язык, изучение которого в школе мы считаем совершенно недо­статочным; стилистику; культуру речи; церковнославянский язык, изучаемый в течение четырех семестров; новые языки (английский или немецкий), латинский язык, древнегречес­кий язык, древнееврейский язык. Кроме того, для желающих глубже изучить древние языки предлагаются спецкурсы по этим дисциплинам.

    Форма занятий в Семинарии – традиционная, лекции и се­минары. Занятие длится 1 ч. 20 мин. Каждый день проводится по 4 занятия (в субботу – 3). В конце учебного года проводится экзаменационная сессия, для старших курсов введена зимняя сессия. Студенты пишут по 3 сочинения в год (объема вузов­ской курсовой), на 4 курсе – курсовая работа, которая должна быть тематически связана с будущей дипломной работой. На 5 курсе выделяется время в расписании для написания дип­ломной работы. Объем ее должен составлять 40-50 страниц. Если работа носит оригинальный научный характер (на основе архивных источников, перечень которых должен быть помещен в приложении), то объем не ограничивается. Уместно сказать, что у нас в библиотеке имеются дипломные работы, которые, при технической доработке, вполне могли бы быть защищены в качестве кандидатских диссертаций в светских вузах.

    Вуза не существует без библиотеки. Прежняя библиотека Тобольской семинарии до сих пор не возвращена исконному владельцу – Тобольской Православной Духовной Семинарии, поэтому формирование библиотеки в 1989 году пришлось начинать, практически, с нуля. Сейчас фонды насчитывают свыше 50 тысяч единиц хранения. Возможно, что по объему это не очень много. Но необходимо иметь в виду, что наша библиотека - специализированная: в ней хранятся книги по богословию, философии и истории. Если брать специа­лизированные фонды по богословию (в том числе на древ­них языках) и философии, то наша библиотека превосходит библиотеки всех вузов в нашем Тюменском регионе, а также областные научные библиотеки - Тюменскую и Омскую, фон­ды которых насчитывают миллионы единиц хранения. Мы об этом говорим определенно, поскольку имели возможность знакомиться с этим на местах.

    Для занятий отведен читальный зал, а также компьютерный класс с современным оборудованием; студенты имеют воз­можность на вечерних занятиях заниматься в аудиториях. Можно сделать вывод, что Тобольская Духовная Семинария располагает всем необходимым для качественной подготовки священнослужителей и специалистов в области православ­ного богословия.


    КАФЕДРЫ И УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ

    КАФЕДРА БОГОСЛОВИЯ

    Апологетика,
    Апологетика, Концепции современного естествознания,
    Введение в специальность,
    Догматическое богословие,
    История религий
    История Русской религиозной философии,
    История философии,
    Нравственное богословие,
    Основное богословие,
    Основы социальной концепции Русской Православной Церкви
    Патрология,
    Православная аскетика,
    Русская Патристика,
    Русская патрология,
    Сектоведение,
    Сравнительное богословие,

    Заведующий кафедрой
    иерей Димитрий Кирьянов
    кандидат богословия, кандидат философских наук, доцент

    ЦЕРКОВНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КАФЕДРА

    Гомилетика,
    Пастырское богословие,
    Гомилетика,
    Литургика,
    Логика и теория аргументации
    Методика учебной деятельности
    Методика преподавания «Основ православной культуры»,
    Миссиология,
    Основы безопасности жизнедеятельности,
    Основы информатики,
    Основы медицинских знаний,
    Организация приходской жизни,
    Пастырское богословие,
    Правоведение,
    Православная педагогика,
    Практическая литургика,
    Практическое руководство для пастырей,
    Психология,
    Современные информационные технологии,
    Церковное право,
    Церковное пение,
    Физическое воспитание,
    Физическая культура.

    Заведующий кафедрой
    иеромонах Игнатий (Тарасов)
    кандидат богословия, преподаватель

    КАФЕДРА ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ

    Византология,
    История древней христианской Церкви,
    История Западной Сибири,
    История Поместных Православных Церквей,
    История Русской Православной Церкви,
    История России,
    Общая церковная история,
    Церковное искусство

    Заведующий кафедрой
    иерей Вадим Базылев
    кандидат богословия,

    КАФЕДРА БИБЛЕИСТИКИ

    Библейская археология,
    Библейская история,
    Библеистика,
    Древнегреческий язык,
    Иностранный язык (английский и немецкий)
    Латинский язык,
    Русский язык и культура речи,
    Священное Писание Ветхого Завета,
    Священное Писание Нового Завета,
    Спецкурс по древнегреческому языку
    Спецкурс по латинскому языку,
    Спецкурс по культуре речи,
    Спецкурс по стилистике,
    Факультатив по Древнееврейскому языку,
    Церковнославянский язык,
    Чтение гимнографических текстов

    Заведующий кафедрой
    иеромонах Варлаам (Горохов)
    кандидат богословия



    Видеозаписи : Портал Богослов.Ru
    Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
    ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ ТОБОЛЬСКО-ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ


    © Издательско-информационный отдел
    Тобольской митрополии
    2007–2024 гг.

    редактор сайта- протоиерей Григорий Мансуров
    администратор- Андрей Добрынин
    новостная лента- Мария Вистунова, диак. Димитрий Колбаса
    e-mail- gazeta_ihtus@mail.ru
       (с пометкой "для сайта митрополии")
    телефон/факс   8 (3452) 25-79-77



    ПРАВИЛА ПРИЕМА

    в Тобольскую Православную Духовную семинарию, регентскую и иконописную школы

    В Семинарию, регентскую и иконописную школы принимаются юноши и девушки с 17 до 35 лет.

    Поступающие в Тобольские духовные учебные заведения сдают вступительные экзамены:
    - Русский язык (изложение);
    -Церковнославянский язык (чтение);
    - Молитвы (наизусть, осмысленное знание): начальные; утренние ("От сна восстав", "Боже, очисти мя, грешнаго", Ангелу-хранителю); вечерние ("Боже вечный", "Вседержителю, Слово Отчее", "Благаго Царя Благая Мати"); Божией Матери ("Богородице Дево радуйся","Достойно есть","Милосердия двери","Не имамы иныя помощи"); Символ веры, Заповеди блаженств, тропари Двунадесятых праздников, Псалмы 50-й и 90-й.

    Кроме сдачи экзаменов, у абитуриентов, поступающих в регентскую школу, проверяются музыкальные данные; поступающие в иконописную школу предоставляют свои художественные работы.

    С 1 июля по 1 августа с абитуриентами проводят- ся подготовительные занятия.

    В канцелярию Семина- рии необходимо предста- вить следующие документы:

    1. Прошение на имя Ректора Семинарии.
    2. Рекомендацию священ- ника, утвержденную епархиальным архиереем.
    3. Заполненную анкету, четыре фотокарточки 6x8.
    4. Автобиографию.
    5. Свидетельство о рождении.
    6. Документ об образовании.
    7. Справку о составе семьи.
    8. Справку о состоянии здоровья.
    9. Справку о Крещении.
    10.Справку о Венчании (для женатых).

    Поступающие по прибытии в Семинарию должны предъявить в канцелярию паспорт, военный билет или удостоверение о приписке к призывному участку. Документы принимаются до 1 августа.


    том же

    Снова Ева и Мария! С психологической точки зрения, Ева и Мария выражают наше душевное раздвоение, ту внутреннюю борьбу - не на жизнь, а на смерть, - которая совершается в нас от колыбели до гроба.
    За что борются Ева и Мария? За ниву нашей души. Вопрос в том, кто завоюет всю ниву. Нельзя сказать, что Ева представляет нашу просто инстинктивную, а Мария - нашу просто разумную природу: развращенный инстинкт и развращенный разум представляет Ева, а божественный инстинкт и божественный разум представляет Мария. На стороне Евы - дух нечистый, на стороне Марии - Дух Святый.
    И ты, человек, каждый день стоишь перед выбором, выбором великим, как вселенная, и бесконечным, как история: кому прибежишь ты на помощь - к жене, влекущей в погибель, или к Той, Которая возводит к небесам? К жене, обрученной с диаволом, или к Той, что обручена с Духом Святым? К жене, которая родила убийцу, или к Той, что рождает Спасителя?
                                                                                                                                                                                                                           

    Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле.